Один из поразительных аспектов работы Бориса Вальеджо - это путь, который он преодолевает для достижения невероятной реалистичности своих полотен. Большинство художников было бы удовлетворено уровнем некоторых его предварительных рисунков, создаеваемых им прямо из воображения, особенно сделанных цветными чернилами; они выдерживают сравнение с самыми лучшими комиксами, но они не закончены в глазах Вальехо. Часто, конечный результат в целом не сильно отличается от черновых вариантов, но зато он значительно отличается от них в ощущении реальности; кажется, что можно сделать шаг вперед за границу изображения. Эскиз сравним с хорошим рисунком, законченная работа - с ожившим отрывком мечты или кошмара.
Вальехо чувствует себя в жанре героической фэнтази как рыба в воде, и нет ничего странного в том, что благодаря его таланту воплотились в живописи образы таких героев как Конан-Варвар Тарзан и Дикий Док. Но любопытно, что он попробовал себя в ряде других областей профессиональной живописи прежде, чем понял, что героическая фэнтази для него - естественный художественный жанр, в котором можно в совершенстве передать человеческое и животное телосложение - человеческий фактор, являющийсяся результатом прочного интереса к культуре тела. Изображения людей доминируют в рисунках Вальехо - мужчины с грудами мышц чувственные женщины, почти всегда скудно одетые следуя законам жанра.
В основе изображений человеческих фигур у Вальеджо лежит натурализм. Как правило, он работает с фотографиями, нежели непосредственно с позирующими моделями, а в качестве компенсации за неизбежные ограничения такого подхода он использует свой богатый опыт изображения реальной жизни. В любом случае, модель или фотография - только отправная точка. Его искусство, в конце концов - это живопись фэнтази, а не отражение действительности. При окночательном переносе рисунка на холст проявляется множество сознательных и подсознательных модификаций, делая рисунок гораздо более живым по сравнению с его первоначальным видом. Корни живописи Вальехо лежат в реальном мире, но он давно уже прошел стадию простого копирования действительности.
Доказательство этого - то, что его полностью мифические существа выглядят столь же реалистичными, сколь и изображения людей. Очевидно, что воображение имеет главенствующую роль в изображении этих существ, но одним из убедительных доводов является то, что все они получены благодаря внимательному наблюдению за естественной природой. Часто они содержат элементы человеческого тела и являются импровизацией от сочетаний фотографий людей и животных, но, как и при изображении людей, фотографии - только отправная точка. Теоретически, любой может сделать аппликацию из различных элементов фигур животных и придумать монстра, но вероятность убедительности подобного творения весьма мала.
Чтобы создать "изюминку", необходимо хорошее знание анатомии и виртуозное мастерство художественного смешения элементов, но даже этих навыков может быть недостаточно. При изображении вымышленных существ нужно не просто убедить глаз зрителя - крайне важен выбор каждой части тела этих монстров. Секрет в том, чтобы достучаться до той части воображения, на которую ориентирован жанр фэнтази - мистическая часть нашего сознания, которая имеет свои представления о правде и вымысле. Независимо от того, насколько умно они нарисованы, некоторые монстры выглядят глупо, в то время как другие вырываются на свободу из своего двумерного заточения и прочно врезаются в наше подсознание. И чтобы иметь успех, художник фэнтази должен очень тонко чувствовать эту грань.
Вряд ли стоит говорить, что все, что ни делает Борис Вальехо, он делает в высшей степени хорошо. Если Вам нравится героическая фэнтази - он Ваш художник. Волею случая, как всегда оставаясь в рамках приличия, его внимания удостоился и эротический аспект этого царства, что нашло отражение в книге "Мираж", сопровождаемой поэмами его жены Дорис. Вальехо заканчивает введение к "Миражу" пояснением своего отношения к данной теме: 'Когда я вижу красивую женщину на улице, я получаю удовольствие от ее созерцания. Думаю ли я о том, чтобы прикоснуться к ней? Мечтаю ли я заняться с ней любовью? Нисколько, хотя кое-что из этого может когда-нибудь найти выплощение в живописи. Однако, в настоящее время, я только наслаждаюсь тем, что вижу.
С другой стороны, описывая свои чувства относительно одного из изображений женщины в высоких черных сапогах и кожаном жакете, стоящей перед монстром, он говорит: 'Мне нравится этот кожаный жакет: сгибы, сияние, - я могу реально ощутить это. Все естественно. Мне также нравится голова этого монстра. Я получаю истинное удовольствие от его вида, от его уродства, равно как и от мелчайших деталей и разнообразия цветов. Я почти слышу крик этого монстра. И это захватывает меня. Я не могу наперед планировать подобные вещи. Большинство моих рисунков создается инстинктивно. Всякое случается, когда я работаю. Создавая монстра, его раскрытую пасть, мне стало казаться, как я уже отмечал, будто я слышу его рев. Рисуя жилы на его голове, я мог ощущать текстуру кожи, натянутой на них. Но ничего этого не было в моем воображении, когда я только приступал к работе. Это не было результатом мозговой деятельности и планирования рисунка... К чему я сознательно стремлюсь в живописи, больше чем к чему-либо, - это к созданию визуального воздействия. Превосходство в живописи - это умение захватить зрителя без чрезмерного выделения деталей или даже целых сцен.
Люди делятся на тех, кто видит, и тех, кто нет. То есть многие люди говорят, что видят, но при этом смотрят на все механически, не вникая в смысл. Они не получают удовольствия и ощущения завершенности от этого как, возможно от музыки, идей, чувств или научных открытий. Но не обязательно быть художником, чтобы иметь высокоразвитое визуальное восприятие, хотя, вероятно, художники знают и понимают больше, чем большинство простых "зрячих", время от времени говоря с ними на разных языках. Многие могут по производимому эффекту оценить даже возраст фильма или телепередачи в конце концов, но намного меньше людей понимает средства, достижения результата. Или даже не хотитят понять.
Борис Вальехо один из немногих художников, которые примерно в равной степени хорошо выражают себя как на словах, так и в рисунках, и всем, кто интересуется, что движет Борисом, и, в частности, его методами достижения эффекта от своих работ, рекомендуется найти другие книги Вальехо. Но для того, кто желает просто наслаждаться его картинами, или наслаждаться ими в большем масштабе, чем публиковалось ранее, этот сборник содержит потрясающую коллекцию работ Бориса Вальехо, сделанных им до настоящего момента.